1025 год крещения Руси: теперь мы объединены под знаменем капелланского служения

DSC00469

ИНСТИТУТУ КАПЕЛЛАНСТВА В УКРАИНЕ — ТАКИ БЫТЬ!

То, что институт капелланства живой, стало окончательно ясно после того, как 15-16 мая в Киеве при участии представителей 72 двух организаций из Украины и еще шестерых ведущих государств мира была проведена Международная научно-практическая конференция «Социальные аспекты капелланства: мир и Украина» , приуроченная к 1025-летию Крещения Украины.

Организаторами конференции выступили Всеукраинское межконфессиональное религиозное военно-христианское братство (состоящий из представителей пяти традиционных христианских конфессий), Оливковая ветвь Украины и Оливковая ветвь Интернешнл (США). Идею проведения грандиозного форума поддержали, приняв в нем активное участие пять украинских министерств — Министерства культуры, обороны, внутренних дел, образования и науки, молодежи и спорта, три государственных службы Украины — пограничная, пенитенциарная и чрезвычайных ситуаций, Киевская городская государственная администрация , Ассоциация христианских конференций, учения и служения (США), Военное служение Интернешнл (Великобритания), ВОО «Объединение христиан-военнослужащих Украины» (председатель Василий Химич). В конференции приняли участие девять делегаций от: Украинской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат, Украинской Автокефальной Православной Церкви, Украинской Греко-Католической Церкви, Львовской митрополии Римско-Католической Церкви, Всеукраинского объединения церквей евангельских христиан-баптистов, Духовного управления мусульман Украины, объединений иудейских религиозных организаций в Украине, Украинской Лютеранской церкви, Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в Украине. На форум, которому, без преувеличения, нет аналогов в современной Европе, прибыли специалисты из религиозно-духовных вопросов с США, России, Польши, Великобритании, Германии и Республики Беларусь. 23 высших учебных заведения Украины (среди которых и Киевский Национальный университет им. Т.Г.Шевченко, и Национальный институт стратегических исследований и Киевская Духовная Академия Украинской православной Церкви КП, и Львовский государственный университет внутренних дел, и Киевская богословская семинария ЕХБ ) делегировали для участия в конференции своих научных работников. В форуме официально приняли участие 25 общественных организаций Украины (и, видимо, примерно столько же — неофициально). В представительском плане конференция превзошла свои предыдущие ожидания: несмотря на то, что максимальная квота участников в дискуссиях, работе секций, рабочих групп и выступлениях должна была составить 250 человек, участие в работе форума на тему институт капелланства в мире и в Украине приняли 263 человека. Первая подобная по замыслу, но не по масштабам межконфессионального представительства конференция состоялась еще в 1998 году.

ТЕРМИН — «КАПЕЛЛАНСТВО». НЫНЕШНЕЕ ЕГО СОСТОЯНИЕ

Напомню, что капеланство — особый вид деятельности, направленный на помощь людям, находящимся и осуществляют свою трудовую деятельность в особых условиях, связанных с риском для жизни и здоровья и со значительными физическими и психологическими перегрузками путем предоставления им помощи посредством консультирования , заботы и опеки; реабилитирование благодаря донесению духовных истин Божьих заповедей священных писаний. Отсюда, капеллан — это лицо, уполномоченное осуществлять пастырскую (духовную) опеку верующих и всех тех, кто добровольно пришел к нему: военнослужащих, представителей силовых структур и госучреждений и членов их семей, лиц, находящихся в местах лишения свободы и в лечебно-больничных учреждениях и людей, проявляющих желание совершения над ними такой капелланской опеки.

Надо сказать, что в Украине, в отличие от таких стран, как Великобритания, США, Южная Корея, Германия и др. де-юре (на уровне соответствующих законодательных документов администрации президента, правительства, парламента) института капелланства до сих пор не существует. Однако, тем не менее, в государстве с 2011 года существует «Концепция пастырской опеки в Вооруженных Силах Украины» Минобороны. Кроме того, институт пасторства практически от начала независимости, существует в государстве де-факто на разных уровнях: как члены пяти традиционных конфессий, так и евангельские христиане, другие духовники постоянно и активно занимаются пастырской опекой военных, пенитенциарникив, в госпиталях и т.д. . Идея конференции «Социальные аспекты капелланства: мир и Украина» заключалась в том, чтобы рассмотреть вопрос понятие украинского капеллана, в выработке общих стратегий, наработки планов и обобщения капелланского опыта в Украине и мире, на основе чего пастырство в Украине могло бы распространяться в будущем и иметь более униженные формы и действенные шей влияние на тех, кто в нем нуждается.

Можно сказать так, что резолюция, принятая в конце форума только зафиксировала состояние вопроса в Украине на сегодня. Участники конференции так и не смогли (и вряд ли это возможно в рамках одной научно-практической конференции) того, каким именно единодушным путем капеланство развиваться в Украине в дальнейшем. Как отметил председатель оргкомитета, Президент ВМРВХБ кандидат философских наук Сергей Лысенко, перед Украиной, в частности в армии, стоит сейчас вариант выбора в качестве как вероятного одного из двух самых распространенных в мире вариантов пастырства: польско-американский или немецкий. В первом случае капеллан является военнослужащим определенной воинской части и, кроме священника, подчиненный боевом командиру, во втором — капелланом есть человек из-за пределов закрытой учреждения или воинской части. Полковник морской пехоты флота Ее Величества Королевы Великобритании Джос Маккейб отметил, что в Британии капеллан должен обладать всеми навыками бойцов, в среде которых он несет службу. Британский капеллан, исторически, не имеет права обосабливаться в рамках собственных верований, он должен быть готов к жертве собой ради других: недаром, три из четырех капелланов, которые получили высшую награду Соединенного Королевства, получили ее лишь посмертно: капеллан — всегда человек без боевого оружия, находящегося, однако, в боевых условиях. Капеллан с 28-летним стажем работы на флоте США, преподаватель Киевской богословской семинарии ЕХБ и член организации «Оливковая ветвь интернешнл» Дон Крамблит во время своего выступления в президиуме подчеркнул, что главное в работе любого капеллана, это ответственность за людей перед Богом, которая лежит на плечах душпастыря как в армии, так и в любой другой области (госпиталь, пенитенциарное заведение). Главное, по мнению командира ВМС США в отставке полковника Крамблита, не так модель действий, которую изберут в своей деятельности капелланы в Украине, но сердце капеллана, которое должно содержать все признаки Христовой любви, готовность прийти на помощь человеку любого вероисповедания. «Так сложилось, что нередко священник приходит к солдату, имея о нем определенное мнение, и она далека от идеала. Не нужно при этом забывать, что и солдаты должны иметь определенное мнение о священнике, который посетил воинскую часть — и она такая же отрицательная, как у оппонента. Мы должны учиться понимать других. Это в работе капеллана — главное », — подчеркнул Дон Крамблит. Отметим, что в армии США служат представители примерно 200 религиозных конфессий (в Украине — 55-ти вероисповеданий), а в одном воинском подразделении обычно присутствуют представители до 30 конфессий.

ОСТРЫЕ УГЛЫ В ДИСКУССИИ, КОТОРЫЕ ЗАВТРА СТАНУТ КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ПОСТРОЕНИЯ КАПЕЛЛАНСТВА

Во многих странах вопросы межконфессионального квоты служения капелланов давно устоявшееся. В Польше, например, оно пропорционально присутствии конфессий в обществе. На флоте Великобритании вместе с протестантами и католиками присутствуют капелланы-мусульмане и капелланы-индуисты. В Российской Федерации, как сообщил главный военный российский капеллан протоиерей Александр Шостак, капелланская служба является недавно согласно инициативе президента РФ Владимира Путина целенаправленно присутствует, прежде всего, в МВД, ведь капеланство в РФ, как и у нас, только на стадии формирования.

В Украине, где согласно последним сообщенным на форуме данным статистики православия составляет около 52% общин верующих (19000 107 церквей), ситуация межконфессионального пастырства непростая. Каждый из выступающих на форуме спикеров из пяти традиционных конфессий (три православные общины, греко-и римо-католики) поделился историческим опытом своей конфессии капелланства в Украине за годы независимости и своим видением института священства. Однако, думаю, наиболее четко проблему межконфессионального диалога в Украине вокруг темы священства, в частности в армии, озвучил отец Франциск (Ботвина), помощник Уполномоченного от Львовской митрополии Римско-католической церкви за пастырское попечение военнослужащих Вооруженных Сил и других военных формирований Украины: «У меня возникает впечатление, что мы — священники — обычно все время боимся, чтобы в армию не вошел кто-то первым, впереди нас. Мы почему-то рассматриваем армию и силовые структуры, как некое не паханое поле миссионерской деятельности, порой делая все, чтобы не допустить туда представителя другого вероисповедания. И при этом, оказывая препятствия друг другу, забываем о том, что там гибнут и страдают из-за недостаточной морально-духовную опеку люди, которые являются нашими братьями ».

Действительно, состояние украинского войска сейчас требует желать лучшего. Например, если в Словакии государство на содержание одного военнослужащего тратит в год 63 000 долларов, в Польше — 56 000, в Румынии — 48 000, в России — 39 тыс., то Украина на своего родного солдатика «расщедривается» аж на 5, 5 тысячи долларов «за все про все». И это — только материальная сторона вопроса, не говоря о духовном, а о душпастирсве! 46% опрошенных украинских солдат считают себя сознательно верующими, а 30% назвали себя «просто христианами». Как подчеркнул о.Франциск, последнее, это все равно, что, отвечая на вопрос, к какому роду войск принадлежит твоя воинская часть, военный ответил бы, что он считает себя «просто солдатом» неизвестно какого рода войск.

По-разному участники прогнозировали будущее капелланства в Украине. Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич) УПЦ МП как срок, за который капеланство станет непременно присутствует в основных сферах деятельности указывал 10 лет, Вадим Семенов, заместитель командира в\ч 3066 по воспитательной работе определяет срок в размере не менее чем 40 лет. Кермит Е.Джонс, «Оливковая ветвь интернешнл» (США) считает, что дело капелланства в обществе неотложная, поскольку речь идет о моральном и здоровье военнослужащих и силовиков — тех, кто прежде стоит на защите своей страны, и что в вопросе сроков зависит от желания действовать (Джонс посоветовал украинским браться за целенаправленное пастырство немедленно).

Так же разные мнения присутствовали на научно-практической конференции по трем профессий, связанных с человеческими душами — капеллана, специалиста-психолога и армейского воспитателя (бывшего политрука). Олег Сидоренко, подполковник милиции запаса, заместитель председателя «Красного Креста» г. Южный (Одесская область) (организация которого как ассоциированный член входит в состав вновь ОО «Украинское капеланство») считает, что коммунистическое прошлое должно однозначно остаться позади, и со временем вместо психолога и воспитателя в армию и в силовые структуры должны прийти духовники-капелланы. Конечно, специалисты-психологи не поддержали «смертельной» для себя идеи. Сквозь ширму будто православия звучали атеистические голоса о том, что священникам вообще в силовых структурах не место. Как сообщил протоиерей Александр Шелест (Россия), в Российской Федерации — схожие проблемы. Часто все зависит от того, является командир воинской части верующим или нет. Определив свою родину как Небеса, в. Александр (отец родился в Донбассе) посоветовал не учитывать противоречия, возникающие в воспитательно-патриотическом процессе в Украине в последнее время в связи со сложностью определения термин «отечество». Не стоит морочить себе голову, является украинским однородной верующих-ментальной сообществом с русскими или нет: отечество, в идеале, у всех одна, и она не здесь.

«ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ» — ДУША, ЧТО ПЫТАЕТСЯ КОРРЕКТИРОВАТЬ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ УКРАИНСКОГО СВЯЩЕНСТВА

Особенно выглядела участие в вышеупомянутом научно-конференции представителей организаций «Оливковая ветвь интренешнл» и «Оливковая ветвь Украины», которые вместе с ВМРВХБ и ОХВУ выступили в качестве организаторов данного масштабного межконфессионального диалога. Представители «Оливкового ветви» и их коллеги из военных братств зарубежья были представлены как во время выступления спикеров, так и в работе каждой из научных секций.

Кроме американца Дона Крамблита, директора капелланских программ «Оливкового ветки интернешнл» (доклад «Личный вызов капелланства»), британца Джоса Маккейба, исполнительного директора «Военное служение интернэшнл» (доклад «Капелланство — личный взгляд Флота Ее Величества Королевы») и немца Мартина Фабера (Европейская секция Международной ассоциации тюремного служения), работавших в первый день, с заключительным словом, очерчивая будущие направления деятельности возглавляемой им организации, выступил председатель МОО «Оливковая ветвь» Украина полковник Валентин Кореневич.

Представители «Оливкового ветви» приняли активное участие в секциях научно-практической конференции «Социальные аспекты капелланства: мир и Украину» и на второй рабочий день. На секции № 1, посвященной опыту организации пастырской работы в Вооруженных силах Украины, прозвучали доклады «Госпитальный капеллан — его духовные и социальные функции» Николая Дудко, вице-президента МОО «Оливковая ветвь» Украина (Черкассы), Рича Янга Майкла Вейса и Джонни Алмонда (США). Секция № 2 была посвящена опыту организации пастырской работы в милиции. Доклады «Практика и присутствие» Кермита Э. Джонса («Оливковая ветвь», США) и «Духовные аспекты организации пастырской опеки в МВД Украины и Государственной пограничной службе Украины» подполковника запаса Валерия Труфанова (председатель ОО «Украинское капеланство», Александрия) были наиболее предметными в части дискуссию о безотлагательное разработки структур и подготовки духовников. «Я прошу только об одном: учитывать, что каждый из ныне присутствующих в зале нести ответственность за эту пастырскую работу, о которой мы сейчас говорим, перед Самим Богом» — подчеркнул Валерий, который также является членом Четвертого обособленного подразделения МОО «Оливковое ветвь »Украина, в конце секции. На секции № 4, посвященной христианской и социальной поддержке семей военнослужащих и правоохранителей Клаудия Дафф («Оливковая ветвь интернешнл», США) подготовила доклад «Женское служение», Гвен Крамблит, жена капеллана флота США, речь «Жена капеллана — какие преимущества?», а Жанна Сегеда (МОО «Оливковая ветвь», Ирпень, Украина) поделилась секретами работы женского христианского клуба жен военнослужащих. Наконец секция № 5 была посвящена духовному воспитанию молодежи. Там опытом христианского душеопикунства поделился майор запаса, председатель ОХВУ и член «Оливковая ветвь» Украина Ярослав Яворский (Александрия), а подполковник армии США Ричард Х.Барнс прочитал доклад «Скауты Америки — история, организация и персональный опыт».

Интересно, что после того, как конференция закончилась, представители «Оливкового ветви» не разъехались по домам, а продолжили работу еще 17 и 19 мая. Капелланы США и Украины в частности согласовали координацию совместных пастырских, организационных и научных действий с представителями ОО «Украинское капеланство», наметив стратегию ближайших и более отдаленных капелланских действий и перспектив. Один из аспектов деятельности МОО «Оливкового ветвь» Украина — обучением будущих капелланов на базе Киевской богословской семинарии. К собравшимся шести американских и 14 украинских капелланов присоединился капеллан с Байконура Юрий Квитко, капелланы Андрей Сила (Москва, Россия) и Андрей Надточий (Тверь, председатель христиан-военнослужащих Российской Федерации). Было решено предоставить возможность капелланам из Российской Федерации учиться на пастырско-капелланская факультете, возглавляемом деканом Киевской богословской семинарии Валентином Кореневич по специальной программе курсов подготовки, разработанной украинскими специалистами специально для северо-восточных собратьев. В неформальной обстановке американские капелланы передали больным детям Черкасс, находящихся сейчас в стационаре детского отделения, простыни, приобретенные на средства супругов Крамблит. Общение состоялось в непринужденной атмосфере за пиццей и чаем, организованными с украинской стороны супругами Кореневич. Присутствовали, среди которых появился и Джос Маккейб из Белфаста, были отмечены исключительная позитивная атмосфера конференции «Социальные аспекты капелланства: мир и Украину». Единодушно участники встречи без галстуков сошлись на том, что положительные дела в украинском государстве на фоне пастырства не замедлят. Все были полны решимости и в дальнейшем в атмосфере любви, веры и корректности поддерживать и всячески укреплять межконфессиональное капелланскую сообщество в Украине.

Понятно, что конференция «Социальные аспекты капелланства: мир и Украина» лишь обозначила направления деятельности капелланов в Украине. Однако одновременно она является ярким прецедентом. Как отметил в начале форума представитель Президента Украины, председатель Украинской ассоциации религиозной свободы, доктор философских наук Виктор Еленский (Киев), пастырство целом и капеланство частности является актуальным для внедрения их в нашем государстве. Ясно, что института пастырства в нашем обществе развиваться дальше путем таких же неутомимой инициатив представителей конфессий и гражданского общества. Однако, проведение подобной конференции — не что иное, как официальное «зеленый свет» такому развитию.

А сами инициативы уже происходят, даже вне официальных встреч. И одной из таких является создание в городе Александрия 13 марта этого года общественной организации «Украинское капеланство», которая имеет целью создание капелланских центров, координацию межконфессиональных действий и общественную поддержку верующих, активное участие в процессе улучшения морально-психологического здоровья нашего общества.

Кроме того, вызывает уважение и сам микроклимат научно-практической конференции, на которой мне не удалось столкнуться с одним проявлением межрелигиозной нетерпимости или межконфессиональной вражды. При такой межконфессиональной концентрации, как в Киеве 15-16 мая, стоит воспринимать эту взаимную толеранцию ​​менее чем чудо.

Виталий Квитка, председатель Четвертого обособленного подразделения МОО «Оливковая ветвь» Украина, член Провода ОО «Украинское капеланство», пресс-атташе «Союза офицеров Украины» («Александрийский центр СОУ»), член НСЖУ и подхорунжий степного-морского Украинского казачества